Домашняя иерархия
Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи.
Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен
ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер
фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило,
изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи.
Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую
привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый
несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной
также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи
и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто
эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида)
могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже
"забыть" кого-то. К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который
уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке
объясняет тем, что "папа уехал в командировку". Алиса (4 года) не
нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем,
что малышка "спит в другой комнате". Девочка не может примириться с
тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как
прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на
рисунке реально не существующих членов семьи. Саша (5 лет) немало
удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и
сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные "коррективы" в
состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным
положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых
и игр "на равных", а лучше — развлечений в компании других таких же
малышей.
Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты
члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это
свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым
показателем психологической близости является реальное расстояние между
изображенными фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может
"сигнализировать" о своей изолированности в семье. Если он отделяет
своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные
"комнаты", это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер
изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в
эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата
или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить
исключительное внимание к нему со стороны близких. Он "занимает много
места в их жизни".
Отсутствие на рисунке самого маленького художника — частый признак
того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким и ему "нет места" в
отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос:
"Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?" Бывает, что даже прямое
указание: "Ты забыл изобразить себя" — ребенок игнорирует или
объясняет: "Не осталось места", "Потом дорисую". Такая ситуация
является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.
Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга,
говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о
его потребности в таких связях.
Оценка "манеры письма"Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются
самоисправления.
Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения.
Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов — малыш как бы
опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то
из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить
повышенную тревожность юного художника. Стоит обратить внимание на
преувеличенно большие глаза на портрете, особенно — если в них густо
заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха.
Многочисленные украшения, наличие дополнительных
деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на
демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним
эффектам. Чаще это встречается у девочек.
Очень
слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированностьрисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению,
эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у
которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в
процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие
проведены с заметным усилием. Импульсивные малыши часто не доводят
линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки
производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на
себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда
рисунок "не помещается" на листе.
Встречаются рисунки, где все
фигуры изображены очень мелко.
Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это
значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно,
кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые
ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.
Если малыш
изображает себя в открытой позе (руки и
ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о
его общительности и жизнерадостности. И напротив, "закрытая" поза (руки
прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая)
скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои
чувства и мысли.
Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить
символы агрессивных тенденций поведения:
большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко
прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они
могут быть выражением защитной формы поведения. Взрослым следует
разобраться, что является для их ребенка источником повышенной
эмоциональной опасности и зачем ему понадобилась такая демонстрация
своей силы.
Особое место занимают
рисунки с нарушением принятых норм изображения.
В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4
лет) это скорее частое явление. Здесь отражается тенденция к
естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников
такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание
провокативным способом, служит выражением агрессии.
Палитра — зеркало души?Дети очень рано начинают "чувствовать" цвет и подбирать его по
своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и
исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы
различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает
психологические качества человека и состояние его здоровья.
Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с
нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня
развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6
цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне
эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает
натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет
рисует 1-2 цветными карандашами, это скорее всего указывает на его
негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия
(красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша
(при наличии выбора) иногда трактуют как "отсутствие" цвета, таким
образом ребенок "сообщает" о том, что в его жизни не хватает ярких
красок, положительных эмоций.
Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством
цветов. А открыто непринимаемых персонажей обычно рисуют черным или
темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные
свойства характера и состояние.
Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:
- темно-синий — концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
- зеленый — уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
- красный — сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
- желтый — положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
- фиолетовый — фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
- коричневый — чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
- черный — подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
- серый — "отсутствие" цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.